Сатурналии – главный зимний праздник Древнего Рима

Многие считают, что зимние праздники появились вместе с христианством. Но это не так — до того как появилось Рождество, в Древнем Риме отмечали другой затяжной праздник, еще более веселый и долгожданный. Сатурналии, посвященные богу земледелия Сатурну, начинались 17 декабря и продолжались несколько дней.


Римский историк Тит Ливиус писал, что Сатурналии начали праздновать начиная с 5 века до нашей эры. Изначально это был однодневный крестьянский праздник, в ходе которого земледельцы восхваляли Сатурна. Но через несколько десятилетий он стал популярен среди всех слоев населения и длился уже целых пять дней.

Руины храма Сатурна в Риме

Начинался зимний праздник с официальной части, проходившей в святилище Сатурна. Жрецы разрезали шерстяные путы, стягивавшие огромную статую бога, а присутствующие преподносили ему дары. Все пели гимны и восхваляли бога земледелия, но при этом с нетерпением ожидали конца мероприятия.

Когда верховный жрец провозглашал «Ио, Сатурналии», начиналось самое интересное. Большинство законов переставали действовать и Рим погружался в веселье, пьянство и разврат. В эти дни прекращались войны, не проводились казни и повсеместно разрешали азартные игры, запрещенные в другие дни.

«Кто был ничем…»: смена классовых ролей во время Сатурналий


Больше всего Сатурналий ждали рабы, ведь в эти дни они превращались в господ. Любой из них мог надеть шапку, что разрешалось только свободным людям и отправиться в публичный дом. Во многих домах невольники менялись местами со своими хозяевами. Они облачались в одежды господ и занимали их места за столом. При этом сами хозяева были обязаны им прислуживать.


Во время праздника любой раб мог высказать господину все, что он о нем думает. Закон запрещал вспоминать это после окончания Сатурналий и наказывать за дерзость. Правда, насколько это срабатывало мы, увы, не знаем. Британский историк и исследователь религии Джеймс Джордж Фрэзер писал об этом так:

«Эта инверсия ролей заходила так далеко, что каждый дом на время превращался во что-то вроде микрогосударства, в котором все высшие государственные посты занимали рабы — они отдавали приказания, устанавливали законы, как если бы были консулами, преторами или судьями. Бледным отражением власти, которой на время Сатурналий наделялись рабы, было избрание при помощи жребия лжецаря, в котором принимали участие свободные граждане. Лицо, на которое падал жребий, получало царский титул и отдавало своим подданным приказания шутливого и нелепого свойства».

Традиция дарить подарки


На время Сатурналий Рим, где было весело всегда, превращался в сплошной карнавал. Люди выходили праздновать на улицы и непрерывно курсировали из дома в дом с визитами. Приходить в гости с пустыми руками было нельзя. Поэтому с собой приносили подарки, обычно скромные.


Даже богачи не щеголяли подарками и дарили то же что бедняки. Праздник запрещал демонстрацию богатства и превосходства — Сатурн на время упразднял неравенство. Популярнее всего были презенты в виде медальонов с изображением мужской головы и обычные восковые свечи. Традиция дарить изображения голов осталась с давних времен, когда Сатурну приносили человеческие жертвы, отрезая им головы.

Детям дарили игрушки и сладости, а иногда и домашних животных, например, щенков, котят или ягнят. Допускались также съедобные подарки, например, свиные колбасы или окорока, мед, сушеные фрукты и вина — все, что дарило людям сельское хозяйство, которым заведовал Сатурн. Но подарки получали не все, а только мужчины и дети. Женщин одаривали весной, в дни мартоналий, проходивших в марте.

Отголоски Сатурналий


В 312 году нашей эры император Константин провозгласил христианство единственной официальной религией. Сразу после этого Сатурналии, как и любые другие языческие мероприятия, были запрещены. Но отголоски древнего римского праздника ощущались многие столетия и чувствуются до сих пор.


В 16 веке английским студентам разрешалось играть в азартные игры трижды в году: в День Всех Святых, в Рождество (в Сатурналии) и на Сретение. Праздничные застолья, подарки и новогодние маскарады — это тоже отголоски языческого праздника. Многие обычаи христианам удалось адаптировать под свою веру, в чем нет ничего странного. Многие религии без стеснения заимствуют обычаи друг у друга, оставляя даты, но меняя смысл.
Источник: bigpicture.ru
Поделись
с друзьями!
176
1
2
3 дня

Как выглядели в реальности люди с портретов, которыми мы любуемся в галереях

Каждый художник обладает уникальным стилем и восприятием людей, чьи образы он стремится запечатлеть на полотне. В данном посте мы предлагаем рассмотреть, как выглядели в действительности и на картинах не только вдохновительницы мастеров, но и автопортреты самих авторов в сравнении с их подлинными фотографиями.


1. Надежда Забела-Врубель, муза Михаила Врубеля



2. Винсент Ван Гог



3. Виржини Готро



4. Паула Модерзон-Беккер



5.Викторина Меран, модель Эдуарда Мане



6. Огюст Ренуар



7. Ла Гулю, модель Тулуз-Лотрека



8. Анна Билинская



9.Джейн Моррис, муза прерафаэлитов



10. Эдуард Мане



11. Луиза Джоплинг



12.Адель Блох-Бауэр, модель Густава Климта



13.Эгон Шиле



14. Мария Башкирцева



15. Гюстав Курбе



16.Анри Руссо



17. Анри Матисс



18. Эдгар Дега



19. Камиль Писсарро



20. Зинаида Серебрякова


Источник: billionnews.ru
Поделись
с друзьями!
322
1
11
3 дня

Откуда брали деньги русские дворяне, как их тратили и почему всегда были в долгах

Из классики мы знаем, что дворяне просыпались поздно, роскошно обедали, а потом отправлялись на бал или играть в карты. Можно догадаться, что такую жизнь вели далеко не все аристократы, а самые обеспеченные. О больших долгах элиты, даже не бедной, мы тоже наслышаны. Но откуда они брали средства на то, чтобы тратить деньги годами и почему постоянно были должны?


Ответ на этот вопрос дала кандидат исторических наук Елена Корчмина — куратор проекта «Университет 8 кленов», рассказывающего и жизни дворянского сословия в России.


Формально дворянство подразумевало наличие у человека особой грамоты. Она давала право владеть землями, на которых проживали крестьяне. Их условно бесплатный труд он мог использовать для своего обогащения. Конечно же, доход от поместья мог быть разным. Кто-то получал совсем немного и еле сводил концы с концами, а кто-то жил роскошнее монарха.

Но владение крепостными могло обернуться и большими расходами. Сельское хозяйство, приносившее основную прибыль аристократам, часто непредсказуемо. Неурожай мог свести на нет все труды крестьян и тогда наступал черед барина их кормить. По закону помещик был обязан содержать голодающих крестьян.


Так что расходы могли появиться у дворянина внезапно и быть достаточно серьезными. В случае голода было гораздо выгоднее владеть несколькими десятками крепостных душ, чем тысячами. Совершенно ясно, что кутить при таких обстоятельствах за свои, могли очень немногие аристократы. И тут жить на широкую ногу помогали кредиты.

В долгах, как в шелках


Кроме права владеть землями и другими людьми, дворянин имел еще и социальный статус. Он обеспечивал ему доступ к кредитным средствам. Возможность эта появилась в Российской империи во второй половине 18 века. Помещики занимали огромные суммы под залог своих имений. Но это были чаще всего не инвестиции в развитие сельскохозяйственного производства и уж точно не деньги на социальные программы для крепостных.


Занятые деньги дворяне тратили на ту самую роскошную жизнь. Они оплачивали поездки за границу, содержание городских особняков, балы и азартные игры. Средства уходили на сиюминутные удовольствия и долги постоянно росли. Информация об этом сохранилась в приходо-расходных книгах, которые вели дворяне.

Нужно особо отметить, что в те времена знания об основах экономики получить было негде. Поэтому учиться финансовой грамотности приходилось на собственных ошибках. Из-за этого многие дворяне оказывались сильно закредитованы и нередко долги отцов отдавали уже их дети.

Важную роль во взаимоотношениях дворян с банками и частными кредиторами играло понятие чести. Долги было принято отдавать, как и платить налоги. Игнорируя эти правила, можно было оказаться в обществе себе подобных изгоем. Этого дворяне боялись больше чем нищеты, долговой тюрьмы и даже смерти. Именно с этим связаны частые самоубийства, связанные с банкротством.


Понятие чести, по мнению многих историков, сформировалось из-за того, что дворяне были освобождены от военной службы. Для них выполнение финансовых обязательств было аналогом воинской чести и службы государству. Играли роль и личные отношения — аккуратная выплата долгов положительно влияла на кредитную историю. Честным деньги в дальнейшем давали охотнее и суммы были больше.

Кто давал дворянам в долг?/h2>
Обычно в Российской империи банки были государственными. Держава не особо церемонилась с беспечными должниками и их имения могли оказаться в опеке. Это означало, что хозяин лишался доступа к своему имуществу и им управляло собрание дворян. Они сами решали, сколько выделить из прибыли поместья на жизнь должнику, а сколько взыскать в качестве уплаты долга. Также поступали со злостными неплательщиками налогов. Иногда имущество могли и «пустить с молотка».



Был и второй тип долгов — частные. Одалживать дворянин мог только у людей своего статуса. Очень часто занимали деньги у своих же родственников. Это могли быть родители, дети, кузены, племянники и даже жены. Эти долги также нужно было отдавать, но в последнюю очередь, после выплаты государственных.

Допускалось брать в долг и у людей низшего сословия, но далеко не у всех. Нормальной практикой считались долги перед купцами. Часто дворянин набирал в долг товаров в лавке, а потом оплачивал долг одним платежом. Такие расчеты бывали нечасто. Связано это с тем, что доход со своего имения помещик получал в лучшем случае два раза в год. Трижды в год они получали и жалование от государства, но оно едва ли покрывало расходы.


Были у помещиков и финансовые обязательства перед своими крестьянами. Он должен был платить хоть и немного, но регулярно. Поэтому у каждого дворянина, имевшего крепостных, были две кассы. Одна из них называлась господской, а другая крестьянской. Если помещику не хватало денег на личные нужды, он нередко брал из крестьянской кассы, при этом записывая долг. Потом эти средства возвращались им назад.

Неприятный сюрприз


В 18-19 столетиях долги были делом личным. О них не было принято распространяться и часто про огромные кредитные суммы наследники узнавали после смерти должника. Когда дворянин умирал, в газете непременно печатали объявление: «Такой-то дворянин умер, всем, у кого есть финансовые претензии, просьба обратиться в течение шести месяцев».


В том случае, если денег у покойного было достаточно, долги просто выплачивали и вопрос на этом закрывался. Но если средств не хватало, долг могли пересчитать. В таком случае кредитору могли отдать 30 копеек за 1 рубль. Долгами умерших могли заниматься разные люди. Чаще всего это была жена или наследники. Женщины также могли кредитоваться и также отвечали своим имуществом перед государством и частными лицами.

В большинстве случаев дворянин не знал сам, сколько всего должен. Полная ситуация всплывала, когда он не мог больше платить и объявлялся банкротом или после смерти. Такая странная картина была связана с тем, что помещики получали прибыль от своих хозяйств редко, а тратить деньги на жизнь нужно было ежедневно.


Дворянин никогда не знал, получит он что-то от своего поместья или нет. Россия — страна экстремального сельского хозяйства и многое и сейчас зависит от погоды. Нередко задерживали и жалование, поэтому точно планировать выплаты по кредитам могли очень немногие. Приходно-расходные книги помогали видеть полную картину, но чтобы их правильно вести, нужны определенные знания. У большинства аристократов их не было и в записях царил беспорядок.

На что тратили кредитные деньги


У дворян было немало статей расходов. Но самой крупной обычно было строительство. Владение собственным большим домом было делом престижа. Кажется, что помещик мог привлечь к работе своих крепостных, бывших, по сути, рабами, но это не так. Во-первых, крестьяне почти весь сезон, пригодный для строительства, были заняты полевыми работами. А во-вторых, умелых строителей среди них почти не было.


Строительством занимались вольнонаемные специалисты. Чтобы платить каменщикам, плотникам и штукатурам нужны были наличные деньги и немалые. Вторая крупная статья расходов — поддержание статусного потребления. Это расходы на приобретение красивой дорогой одежды, украшений, изысканную еду, содержание родственников.

Молодые дворяне должны были непременно отправиться в путешествие по Европе, в так называемый гранд-тур. Часто такую поезду совмещали с получением образования в престижном учебном заведении. Англии, Франции, Германии или Голландии. Молодые дворяне ехали в Европу не сами, а в сопровождении 1-2 слуг. Этих людей нужно было также кормить и одевать, а также выдавать им жалованье.


В заграничных поездках экономить никак не получалось. Молодые российские аристократы вливались в местные дворянские сообщества, участвовали в балах, играли в карты и выезжали на охоты. Это было нужно не только для развлечения и поддержания статуса, но и для обзаведения полезными связями.

Как мы видим, прожить дворянину в Российской империи без долгов было невероятно сложно. Но большие долги были для людей высшего сословия обычным делом и мало кого угнетали.
Поделись
с друзьями!
339
4
12
3 дня

5 тайн Венеры Милосской, которая может быть вовсе и не Венера

Венеру Милосскую нашли 8 апреля 1820 года. Вот уже два столетия эта скульптура будоражит своими неразгаданными тайнами умы историков, художников и искусствоведов. У безрукой богини с греческого острова Милос множество загадок. Более того, их число множится едва ли не с каждым годом. Предлагаем вам 5 главных тайн изваяния, которое считают самым загадочным в истории.


Обнаружил античную скульптуру дивной красоты не археолог, а обычный греческий крестьянин Йоргос Кендротас. Артефакт был скрыт в нише руин одной из построек древнего города Милоса. О своей находке грек сообщил квартировавшимся на острове французским офицерам.


Военные не разбирались в древностях, но были не прочь подзаработать на их продаже, Поэтому они сбыли статую Шарлю Франсуа Ривьеру — послу Франции в Турции. Ривьер был настолько любезен, что подарил статую королю Людовику XVIII, а тот поместил ее в 1821 году в Лувр. Там Венера Милосская находится и по сей день.

А были ли руки?


Удивительно, но мы до сих пор не знаем, были ли у Венеры руки, когда ее обнаружили. Скульптуру видело немало людей, заслуживающих доверия, при этом их рассказы очень противоречивы. Классическая версия гласит, что с фигурой девушки, разбитой на две части, был еще и фрагмент руки — кисть, держащая яблоко. Куда делась рука Венеры, никто не знает.


Известный французский мореплаватель Жюль Дюмон-Дюрвиль, который увидел скульптуру одним из первых, описал ее в своих мемуарах. Офицер утверждал, что у Венеры были руки. Левая, поднятая вверх, держала яблоко, а правая придерживала складки ниспадающей ткани.


Рассказ француза вызывает сомнение. Именно Дюмон-Дюрвиль привез послу Ривьеру рисунок статуи в Константинополь и предложил ее купить. На рисунке у Венеры были обе руки, а вот привезли статую покупателю уже без рук. На вопрос о том, что произошло, капитан Дюмон-Дюрвиль поведал приключенческую историю, достойную пера Жюля Верна.

Оказывается, когда французские моряки несли статую по тропе к морю, чтобы погрузить на корабль, на них напали. Непонятно, кто это был — то ли греческие пираты, то ли турецкие янычары. Отважные французы отбили атаку, но при этом неоднократно роняли драгоценную Венеру, отбив ей руки и нос. После того как статуя оказалась на корабле, никто не захотел возвращаться на негостеприимный берег за отбитыми частями.

Жюль Дюмон-Дюрвиль

Это прекрасный образец приключенческой литературы, написанный видавшим виды моряком. Но большинство исследователей уверены, что Дюмон-Дюрвиль просто лжец. Венера ему досталась без рук, а нарисовал он ее с руками, чтобы выгоднее преподнести послу. Атака на берегу была им выдумана, чтобы оправдать нетоварный вид Венеры.

Венера или Амфитрита?


Забавно, но никто точно не знает, кого хотел изобразить древний скульптор. Сейчас работа описана в Лувре как Венера Милосская — скульптура эллинистической эпохи, созданная между 130 и 100 годами до нашей эры. Так ее и признают во всем мире уже два столетия.

Амфитрита с трезубцем

Почему все решили, что девушка из белого мрамора — Венера (Афродита)? Вывод такой сделали лишь потому, что именно богиню красоты чаще всего изображают частично или полностью обнаженной. Никаких надписей на скульптуре нет, а также отсутствуют любые атрибуты, по которым часто опознают богинь и богов.

Есть мнение, что Венера — это Артемида, а в отбитой руке она сжимала лук. Также кое-кто утверждает, что древний автор изобразил Данаиду, держащую в руке амфору. Но чаще всего настаивают на том, что в руке был трезубец, а девушка — не кто иная, как морская богиня Амфитрита. Культ морской девы, кстати, был очень популярен на Милосе. Если же фигура изображала Венеру, то в руке ей полагалось держать яблоко раздора или щит, выкованный богом Вулканом.

Венера с веретеном. Современная интерпретация от Космо Венмена, дизайнера из Сан-Диего, США

Кто автор?


Венера Милосская удивительно напоминает другую скульптуру — Афродиту Книдскую, работы Праксителя. Поэтому длительное время автором статуи считали этого грека, жившего в 5 веке до нашей эры. Но потом было решено, что ее создал Александр Антиохийский. Кто-то вспомнил, что когда статую нашли, то с ней был постамент с надписью: «Александрос, сын Менида, гражданин Антиохии на Меандре, сделал эту статую».

Какое-то время Александра считали автором, но потом усомнились и в этом. Дело в том, что постамент куда-то пропал, а достоверных данных о подписи не оказалось. Теперь Венера Милосская официально числится работой неизвестного мастера. Ученые решили, что так будет справедливо. Может быть, это вообще качественная древняя копия чьей-то работы — копировать шедевры в 5-4 веках до нашей эры было очень модно.

Лаокоон и его сыновья, Александр Родосский

Высказали свое мнение и коллекционеры древностей. Известный собиратель предметов античности Клод Тарраль в свое время заявил, что Венера — это плод таланта, жившего во 2-1 веках до нашей эры, скульптора Александра Родосского. Самая известная работа этого мастера — скульптура «Лаокоон и его сыновья». Вопрос авторством так и остается открытым до сих пор.

Венера в цвете


Как и многие другие греческие и римские скульптуры, Венера Милосская когда-то была раскрашена. В складках ее нескромного одеяния были найдены следы краски. При этом эксперты утверждают, что хоть остатки вещества сейчас еле видны, когда-то это была очень яркая работа.

Здесь хорошо видны места крепления браслета

Кроме этого, в районе плеча правой руки у Венеры был браслет, скорее всего, из металла. На участке руки, который сохранился, хорошо видны отверстия от крепления аксессуара. Шею статуи украшало ожерелье — от него остались еле заметные бороздки на мраморе. Но и это не все. Скорее всего, у богини в ушах были… серьги! Мочки ушей Венеры оказались отбиты еще в античности какими-то бессовестными мародерами.

Продукт пиара


Даже не слишком искушенный в древнем искусстве человек заметит, что Венера Милосская — не самая красивая статуя. При этом ее принято считать эталоном женской красоты. Секрет кроется в несложных PR-технологиях начала 19 столетия. В 1815 году, после поражения Наполеона, Франция отдала Италии похищенную военными Венеру Медичи.


Французам очень хотелось иметь в своем распоряжении что-то классическое, прекрасное, шедевральное. В качестве такого объекта была избрана богиня с отбитыми руками Венера Милосская. Ее выставили в Лувре 7 мая 1821 года и из премьеры сделали важное событие. На мероприятие в музей пригласили послов Турции, Англии и Голландии. Презентация была обставлена дорого и помпезно.

Венерой Милосской было положено восторгаться и это тщательно исполнялось. Дифирамбы скульптуре пели художники, критики и искусствоведы. Правда, нашлись и критики, поставившие под сомнение ее художественную ценность. Например, известный художник Пьер Ренуар находил Венеру нелепой и описал ее как «большого жандарма». Но голоса скептиков терялись на фоне хвалебного хора.


Безрукая Венера до сих пор считается ценнейшим достоянием французского народа. А по сути она была просто украдена у народа Греции Дюмон-Дюрвилем и его дружками. На момент обнаружения скульптуры, в этой стране не было закона, запрещающего вывоз древностей. Многострадальную землю Эллады грабили все кому не лень.
Источник: bigpicture.ru
Поделись
с друзьями!
243
0
4
3 дня

Победители Международного конкурса «Лучший пейзажный фотограф 2024 года

Рассмотрев более 3600 работ от профессиональных фотографов и фотографов-любителей со всего мира, члены жюри XI-го Международного конкурса «Пейзажный фотограф года» (2024 International Landscape Photographer of the Year) сузили список до «Топ-101», после чего присудили несколько призов в категориях и главную награду.

Организаторы любезно поделились некоторыми из лучших и победивших в этом году снимков, которые вы увидите ниже.

1. «Танцующие деревья», остров Сумба, Индонезия (автор: Лора Беннетт)

2. «Вены пустыни», Намибия (фото: Вилла Вэй)


3. «Пара», горы Чукаш, Румыния (фото: Влад Паулец)


4. «Ранняя осень», Природный парк Вынэторь Нямц, Румыния (фото: Gheorghe Popa)


5. «Исландия III», Исландия (фото: Манфред Шустер)


6. «Природное искусство», Южное побережье, Исландия (фото: Маттео Страссера)


7. «Искусственный снег», Природный заповедник Дундрет, Елливаре, Лапландия, Швеция (фото: Гунар Стреу)


8. Исландское высокогорье (фото: Джаби Санс)


9. Горный массив Тре Чиме ди Лаваредо, Сестенские Доломиты, Италия (фото: Юрий Гарнаев)


10. «Лисье прикосновение», Национальный парк Рииситунтури, Лапландия, Финляндия (фото: Леонардо Папера)


11. Каньон Янги-Кала, Туркменистан (фото: Игнасио Паласиос)


12. Арита Коун, Ла-Пуна, Аргентина (фото: Игнасио Паласиос)


13. «Суперъячейка и торнадо Великих равнин», Сильверстон, Техас (фото: Лаура Хедиен)


14. «Светлячки, летающие в тумане», лес в Вуфэне, Синьчжу, Тайвань (фото: Ширли Вунг)

























Поделись
с друзьями!
508
3
3
8 дней

Почему детей ставят в угол и как появилось такое наказание?

Наказание в виде стояния в углу знакомо многим с детства. Хотя оно кажется не самым суровым, его психологический эффект ощутим. Сегодня эта мера теряет популярность, но ее сторонники все еще существуют. Откуда же пошла идея ставить ребенка в угол и в чем ее смысл?


Истоки традиции


Определить, где впервые начали применять это наказание, сложно. Скорее всего, оно возникло как альтернатива телесным наказаниям. Стояние в углу использовалось для изоляции ребенка, лишая его общения с близкими. Эта изоляция воспринималась ребенком как угроза, что делало наказание особенно эффективным.

Традиция была распространена у нас с давних времен, но существовала и в других культурах. Например, в даосском фен-шуе углы ассоциируются с негативной энергией, ограниченностью и изоляцией. В некоторых культурах углы связывали с потусторонними силами, что усиливало их символизм.


Угол и вера славян


У славян существовало поверье, что в углах живет Домовой — дух дома. Его иногда называли «кутным богом» от слова «кут» — угол. Ставя ребенка в угол, родители как бы поручали его перевоспитание этому духу. Для впечатлительных детей страх оставаться в «обители Домового» был достаточно сильным.

С приходом христианства угол приобрел другой смысл. В каждом доме был так называемый «красный угол» — место с иконами. Когда провинившегося отправляли туда, это воспринималось как попытка исправить его с помощью высших сил. Иногда детей заставляли не просто стоять, но и молиться, обдумывая свое поведение.


Но нередко для наказания использовался угол, противоположный «красному». Это символизировало отдаление от Бога. В суровых семьях наказание могли ужесточать: ребенка ставили на колени на рассыпанный горох или крупу, что причиняло физическую боль. Это уже относилось к телесным наказаниям.

Почему ставить в угол не рекомендуется


Современные дети, стоя в углу, едва ли думают о духах или высших силах. Для них это просто ограничение свободы, лишение общения и навязывание воли взрослых. Современная педагогика считает это наказание устаревшим и бесполезным.

Более того, психологи предупреждают, что такие методы могут нанести вред. Они подрывают доверие между ребенком и родителями, тормозят развитие самостоятельности и нередко вызывают внутренний протест. Вместо наказаний специалисты рекомендуют открытый диалог и поиск решения вместе с ребенком.


Разговоры о проблеме, поощрение правильного поведения и совместные выводы работают куда лучше, чем углы или строгие меры. К сожалению, не все родители это осознают. А некоторые применяют наказания, гораздо более травмирующие, чем стояние в углу комнаты.

А как вы считаете, нужно ли полностью отказаться от таких наказаний, или они могут быть полезны в определенных ситуациях?
Источник: bigpicture.ru
Поделись
с друзьями!
496
19
29
8 дней

От полыни до когтя медведя: обереги славян

Люди с древности наделяли магическими свойствами самые разные предметы: зубы и шерсть диких зверей, колючие травы, даже домашнюю утварь вроде ложек, ковшей и ухватов. Оберегами от несчастий могли служить не только вещи, но и особые символы или заговоры. А небольшие предметы, которые носили с собой или вешали в доме для защиты от злых сил, часто называли амулетами. Рассказываем, кто изготавливал обереги, от чего они защищали и как их полагалось использовать.

Павел Чистяков. Голова девушки в повязке (фрагмент). 1874. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Украшения как защита от беды


Археологи находят амулеты в захоронениях разных веков. Иногда это единичные экземпляры, но чаще их сразу несколько. Магические предметы в народе ценили, бережно хранили и передавали по наследству. Амулеты подвешивали на кожаном шнурке на шею или пояс, пришивали к одежде или головному убору, добавляли к украшениям, носили в карманах и сумках.

Оберег часто состоял из нескольких деталей — например, звериной косточки, корня растения, металлической фигурки. Использовали такие вещи не только для людей, но и для домашней скотины: их надевали на шею животному или вставляли в отверстия в рогах.


У славян особым оберегом считался металл. Золотые серьги и монеты якобы обладали охранными качествами, деньги пришивали к одежде или головному убору. В погребениях и кладах также находят обережные подвески из серебра, железа, бронзы, сплавов меди с оловом. Когда мастера ковали такие фигурки, то соблюдали особые ритуалы. В селениях верили, что кузнецы сродни чародеям и владеют магическими знаниями, так как им подвластны огонь и железо. Так что в подобных амулетах соединились несколько верований: в защитную силу металла, обережную форму предмета и магическую силу мастера.

Подвески в виде животных — одни из самых ранних на Руси. По мнению историков, такие амулеты восходят к древним верованиям о священном тотемном животном — своем для каждого рода. Тотем-зверь, как считалось, передавал людям силу, ловкость и мудрость, защищал их от опасностей и болезней. Мастера X–XIV веков изготавливали обережные фигурки лошадей, собак, оленей, зайцев, змей и лягушек. Это мог быть как зверь целиком, так и его голова, когти или зубы.


Другой вид металлических оберегов представлял собой миниатюрные предметы из повседневной жизни. Кузнецы изготавливали крошечные ключи, гребни, маленькие бритвы, топоры, ножи. В захоронениях женщин археологи чаще находят фигурки домашней утвари — например, ложечки и ковшики. Обычно такие обереги носили на цепочках вместе с другими украшениями. Считалось, что они привлекают достаток и благосостояние.

Из серебра отливали подвески-лунницы в форме полумесяца. Самые древние серебряные изделия относятся к X–XI векам, в то время их могли позволить себе только знатные женщины. Позже появились лунницы из бронзы, их уже носили девушки разных сословий и достатка. Такие предметы считались оберегами для счастливой семейной жизни.

Иногда к амулетам подвешивали бубенчики, чтобы они отпугивали звоном нечистую силу. Привески из бронзы особенно часто встречались на севере Руси. Бубенчики надевали в важные моменты жизни человека: на свадьбу, во время болезни, на похороны. Такие события считались переходом из одного жизненного этапа в другой, а подобные переломы воспринимались как время особой уязвимости, когда человеку особенно угрожают злые духи.

Обереги из шерсти и клыков


Михаил Нестеров. Пустынник и медведь (фрагмент). 1925. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск, Республика Беларусь

В древности люди верили, что целого зверя магически заменяет какая-нибудь его часть. Поэтому оберегом считали частичку животного — как правило, зубы, кости и шкуру, символ жизненной силы существа. К амулетам также относились крылья летучих мышей и когти хищных птиц. Их обычно изготавливали колдуны или знахари.

"Знахарь — это не колдун. Ему известны только заговоры и целебные травы, и он выполняет главным образом функции врача. С последствиями колдовства он борется с помощью заговоров и оберегов." (Дмитрий Зеленин. «Восточнославянская этнография»)


Когти и зубы символизировали смелость и готовность к сражению, обычно их носили на шее мужчины. К хозяину такого оберега, по поверьям, переходили сила, мудрость и другие качества зверя. Когти хищников в металлической оправе защищали от сглаза, их могли носить и женщины.
Реже встречались обереги из лап, хвостов, голов или позвонков животного. А совсем редкие делали из внутренних органов: исследователь фольклора Александр Афанасьев описывал высушенное волчье сердце как защиту от болезней.

Обереги из животных не только носили на себе или крепили к одежде, их также вешали в доме или во дворе, чтобы отвести порчу. Например, волчий клык помещали над колыбелью, а лошадиный череп — на заборе:

"Севернорусские пчеловоды помещают на заборе своей пасеки лошадиный череп. Это пережиток древнего обычая выставлять какую-либо часть принесенного в жертву животного. Теперь это считается оберегом от дурного глаза." (Дмитрий Зеленин. «Восточнославянская этнография»)

Полынь как средство от русалок


Николай Рерих. Весна священная (фрагмент). 1945. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В народе оберегами считали многие травы, особенно жгучие, колючие или сильно пахнущие, — крапиву, базилик, шиповник, лук, чеснок. Резкий запах и колючки, по поверьям, отпугивали злых духов. Части стеблей, листьев или корней складывали в небольшой мешочек, держали при себе или клали в том месте, которое хотели защитить — например, под порог дома, у входа или на окнах.

Русские крестьяне опасались русалок и верили, что те могут утопить человека или защекотать до смерти. Особенно опасными эти потусторонние девы считались перед Троицей, на Русальной неделе, которую еще называли Зелеными святками. Для защиты от нечисти деревенские девушки вплетали в косы полынь, плели из нее венки и носили их под мышками. Если при встрече с русалкой травы при себе не оказалось, нужно было произнести слово «полынь», чтобы отогнать нечисть. Другие растения, как считалось, тоже помогали от потусторонних сил. «Даже венки на голове тоже являются средством защиты от русалок, а венки из освященных трав, повешенных в хлеву, — оберегом от ведьм», — писал этнограф Дмитрий Зеленин.


Суеверные люди верили и в обережные свойства камней и минералов. Твердость и прочность породы, по поверьям, переходила к хозяину амулета: человек якобы мог выдержать удар так же, как крепкий камень. К таким оберегам относилась громовая стрела — так обозначали породы, которые получались после удара молнии в песок, или необычные находки в земле — например, древние раковины продолговатой формы. Иначе их называли «чертовыми пальцами» и носили при себе для защиты от порчи, колдовства и грозы.

Где хранить подкову на счастье


Иван Горохов. В избе (фрагмент). 1895. Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Переславль-Залесский, Ярославская область

В народе верили, что защитными свойствами обладают бытовые предметы. Кочерга, метла и топор якобы оберегали людей и скот от злых духов. Лошадиный хомут, по поверьям, связывал земной и потусторонний мир, он же служил оберегом от загробных сил. Считалось, что если посмотреть через него, то можно увидеть домового и лешего.

Верили, что метла у двери дома охраняет от упырей, а если ударить ей ведьму — та убежит. Печной ухват символически заменял рога животного. «…Рога служат для ребенка и его матери, особенно для роженицы, оберегом от злого духа и от дурного глаза. В наши дни таким оберегом чаще всего служит печной ухват, форма которого и название «рогач» напоминают о паре рогов», — писал этнограф Дмитрий Зеленин.


Ключ и замок символизировали замыкание, поэтому с их помощью как бы закрывали путь неприятностям. Запертый замок вешали во время эпидемий на двери домов, где жили еще не заболевшие люди. С этим предметом ходили на суд, чтобы «замкнуть» речи недоброжелателей.

"В иных местах кладут под порог замок в то время, когда молодые идут к венцу, и, лишь только они перешагнут порог, как вещие старухи берут замок, запирают его и хранят, а ключ закидывают в реку; от этого молодые будут жить хорошо." (Владимир Даль. «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа»)

Один из распространенных оберегов от сглаза, болезней и порчи — подкова, ее вешали над дверями или прибивали на пороге: верили, что дальше нее нечисть и болезни не пройдут. Если у коров внезапно пропадало молоко, люди говорили, что его украли ведьмы, поэтому в хлеву тоже вешали подкову. У оберега было и другое значение: он якобы мог притягивать благо и богатство к хозяину дома, сулил удачу и большой приплод скота.

Автор: Маргарита Ковынева
Источник: culture.ru
Поделись
с друзьями!
337
3
4
8 дней
Уважаемый посетитель!

Показ рекламы - единственный способ получения дохода проектом EmoSurf.

Наш сайт не перегружен рекламными блоками (у нас их отрисовывается всего 2 в мобильной версии и 3 в настольной).

Мы очень Вас просим внести наш сайт в белый список вашего блокировщика рекламы, это позволит проекту существовать дальше и дарить вам интересный, познавательный и развлекательный контент!